РУС
Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан

Компетенция и порядок деятельности республиканских органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, полномочия их должностных лиц

Компетенция, порядок деятельности Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан и подведомственных ему учреждений, полномочия должностных лиц определены Положением о Министерстве торговли и услуг Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.12.2020 № 757, Регламентом Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан, утвержденным приказом Госкомитета РБ по торговле от 26.04.2011 № 81.

Полномочия Минторга РБ:

1. Осуществляет координацию и регулирование деятельности в сферах развития и поддержки торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также потребительской кооперации в указанных сферах, актуализацию перечня и мониторинг финансово-экономического состояния системообразующих организаций Республики Башкортостан.
2. Участвует в пределах своей компетенции в разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Башкортостан, предложений к проекту бюджета Республики Башкортостан.
3. По вопросам, отнесенным к ведению Министерства, разрабатывает и вносит в Правительство Республики Башкортостан проекты законов и иных нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, в том числе государственных программ Республики Башкортостан, предложения по участию республики в федеральных программах; после утверждения - участвует в их реализации.
4. Разрабатывает документы стратегического планирования, осуществляет мониторинг и контроль за их реализацией.
5. Организует взаимодействие с органами местного самоуправления Республики Башкортостан при разработке и реализации мер по развитию торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также потребительской кооперации в указанных сферах на территориях муниципальных образований республики.
6. Координирует работу по привлечению инвестиций и развитию инфраструктуры торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также потребительской кооперации в указанных сферах.
7. Проводит информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Республики Башкортостан.
8. Осуществляет установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
9. Формирует в установленном порядке план организации розничных рынков на территории Республики Башкортостан, торговый реестр Республики Башкортостан и ведет свод и методическое обеспечение реестра объектов бытового обслуживания населения Республики Башкортостан.
10. Осуществляет в установленном порядке предоставление заявителям сведений, содержащихся в торговом реестре Республики Башкортостан, информации об объектах бытового обслуживания населения Республики Башкортостан.
11. Осуществляет в установленном порядке ведение реестров розничных рынков и ярмарок Республики Башкортостан.
12. Участвует совместно с органами местного самоуправления Республики Башкортостан в формировании социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания населения, общественного питания.
13. Координирует работу по насыщению потребительского рынка товарами и услугами, повышению конкурентоспособности, в том числе отечественных товаров, поддержке отечественных товаропроизводителей, участвует в обеспечении защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей.
14. Организует выставочно-ярмарочные и презентационные мероприятия, способствующие продвижению товаров и услуг на потребительские рынки Республики Башкортостан, а также принимает участие в организации и их проведении за пределами республики по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
15. Участвует в формировании и развитии российского рынка экологически чистой продовольственной продукции, содействует в продвижении экологически чистых потребительских товаров на потребительском рынке.
16. Обеспечивает в части, относящейся к сфере ведения Министерства, проведение комплекса организационных и технических мероприятий по мобилизационной подготовке, воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, гражданской обороне.
17. Участвует по поручению Правительства Республики Башкортостан в создании резервов материальных ресурсов, продовольственных и непродовольственных товаров на особый период, за исключением материальных ресурсов для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Осуществляет прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
19. Проводит анализ показателей производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Башкортостан и подготовку прогноза развития алкогольного рынка.
20. Осуществляет лицензирование розничной продажи алкогольной продукции (за исключением лицензирования розничной продажи, определенной абзацем двенадцатым пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
21. Осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, проводит в установленном порядке проверки хозяйствующих субъектов, производит изъятие в установленном порядке образцов алкогольной продукции, организует и проводит мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, установленных законодательством, мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принимает предусмотренные законодательством меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также проводит систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, установленных законодательством, анализ и прогнозирование их исполнения в рамках предоставленных полномочий.
22. Выдает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в пределах своей компетенции предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предписания об устранении выявленных нарушений.
23. Информирует органы местного самоуправления Республики Башкортостан о расположенных на территории соответствующего муниципального образования организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и о признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", информирует о нем расположенные на территориях муниципальных образований организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
24. Представляет в федеральный орган по контролю и надзору по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений времени, условий, мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции, а также сведения об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе о полном запрете на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
25. Вносит в Правительство Республики Башкортостан проект перечня населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом "О связи", по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
26. Устанавливает дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
27. Обеспечивает осуществление мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей.
28. Содействует развитию рынка логистических услуг, созданию логистических центров в сфере оптовой и розничной торговли.
29. Вносит предложения в Правительство Республики Башкортостан об установлении предельного размера наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
30. Осуществляет контроль за соблюдением требований по применению регулируемых предельных размеров наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
31. Осуществляет мониторинг рынка услуг общественного питания, в том числе в социальной сфере, анализ развития сети, содействует совершенствованию форм организации и технологий в сфере общественного питания.
32. Осуществляет анализ состояния и тенденции развития рынка бытовых услуг, в том числе социально значимых видов бытовых услуг.
33. Участвует в работе республиканской трехсторонней отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
34. Осуществляет анализ и прогнозирование потребности в привлечении иностранных работников в сферы торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания.
35. Участвует в реализации мер по организации и улучшению условий и охраны труда на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, предприятиях потребительской кооперации, осуществляющих деятельность в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также в подведомственных организациях.
36. Взаимодействует с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Министерством финансов Республики Башкортостан и другими надзорными и контрольными органами по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
37. Осуществляет функции и полномочия учредителя государственных организаций, находящихся в ведении Министерства, в соответствии с законодательством.
38. Ежегодно формирует для находящихся в ведении Министерства образовательных организаций предложения для учета в общем объеме контрольных цифр приема на обучение по профессиям и специальностям среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан.
39. Осуществляет в пределах своей компетенции ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводит в установленном порядке проверки подведомственных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
40. Проводит в установленном порядке торги и заключает государственные контракты по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также в установленных случаях для иных государственных нужд.
41. Осуществляет ведомственный контроль в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Башкортостан, внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
42. Участвует в обеспечении функционирования системы профессионального образования в сфере торговли и общественного питания, в том числе осуществляет взаимодействие с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования по вопросам подготовки кадров в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
43. Участвует в организации и проведении курсов, учебных семинаров по повышению квалификации специалистов в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения республики, а также по вопросам организации питания в образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания, организациях (учреждениях) культуры.
44. Участвует в регулировании системы социального питания и формировании культуры здорового питания населения Республики Башкортостан.
45. Осуществляет оценку исполнения государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных, казенных и автономных учреждений, заключенных для организации питания в образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания, организациях (учреждениях) культуры, расположенных на территории Республики Башкортостан, в целях установления соответствия пищевой продукции, сырья и продовольствия, услуги по организации питания условиям государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров в утверждаемом Правительством Республики Башкортостан порядке.
46. Проводит лабораторные исследования образцов пищевой продукции, сырья и продовольствия, в том числе в целях рассмотрения разногласий между поставщиком и государственным и муниципальным заказчиками, иными заказчиками, покупателем в оценке соответствия этой продукции требованиям технических регламентов и нормативных документов, а также условиям государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных и иных учреждений, иных договоров, проводит лабораторные исследования образцов алкогольной и спиртосодержащей продукции.
47. Осуществляет проверки хозяйствующих субъектов в рамках своей компетенции, составляет акты, протоколы об административных правонарушениях и иные процессуальные документы, предусмотренные законодательством, направляет материалы проверок для рассмотрения в уполномоченные органы.
48. Участвует в разработке и реализации на территории Республики Башкортостан мероприятий по мониторингу качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
49. Осуществляет функции аппарата комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Башкортостан.
50. Формирует перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Республики Башкортостан и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
Организует и проводит плановые и внеплановые проверки торговых объектов (территорий) в части исполнения требований по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с докладом о результатах Главе Республики Башкортостан.
При организации и проведении вышеуказанных проверок осуществляет мониторинг состояния антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий).
51. Участвует в разработке мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма.
52. Участвует в организации выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства.
53. Взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, органами международных организаций, устанавливает связи и ведет переговоры по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
54. Взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти по вопросам статистической отчетности в отраслях, находящихся в сфере ведения Министерства.
55. Осуществляет связи с общественностью и средствами массовой информации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, участвует в издании справочно-информационных материалов.
56. Проводит кадровую политику в Министерстве, организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
57. Организует прием граждан, обеспечивает рассмотрение обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом), объединений, в том числе общественных и религиозных, юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
58. Осуществляет в порядке, установленном законодательством, функции главного распорядителя средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
59. Осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством.
60. Осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства.
61. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную, служебную и коммерческую тайны.
Осуществляет мероприятия, направленные на защиту персональных данных.
62. Осуществляет подготовку заключений о соответствии представленных на рассмотрение в Министерство инвестиционных проектов в части, относящейся к сфере деятельности Министерства, приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Башкортостан.
63. Разрабатывает и реализует мероприятия по достижению плановых значений показателей для оценки эффективности деятельности Министерства.
64. Участвует в комплексе мер по повышению доходного потенциала республики, в том числе обеспечивает достижение целевых показателей поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан по курируемым видам деятельности.
65. Обеспечивает в приоритетном порядке реализацию мер по содействию в пределах своей компетенции развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.
66. Осуществляет иные предусмотренные законодательством функции в установленных сферах деятельности.

Порядок деятельности Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан

Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сферах развития и поддержки торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также потребительской кооперации в указанных сферах, координацию и реализацию мероприятий в области защиты прав потребителей, оценку исполнения государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных, казенных и автономных учреждений, заключенных в целях организации питания, а также региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Сокращенное наименование - Минторг РБ.

В своей деятельности Минторг РБ руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, а также Положением.

Организация деятельности Минторга РБ

Минторг РБ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Башкортостан в порядке, определяемом Главой Республики Башкортостан.

Министр:
руководит деятельностью Министерства, распределяет обязанности среди своих заместителей, утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, а также в установленном порядке уставы организаций, находящихся в ведении Министерства, определяет компетенцию должностных лиц Министерства в решении функциональных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов;
вносит в установленном порядке на рассмотрение в Правительство Республики Башкортостан проекты нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;
издает в пределах компетенции Министерства в соответствии с законодательством нормативные правовые акты в форме приказов, дает указания по вопросам деятельности аппарата Министерства, организаций, находящихся в ведении Министерства;
представляет Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также международными организациями;
утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах фонда оплаты труда и утвержденной Правительством Республики Башкортостан предельной численности;
в пределах компетенции Министерства назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства и руководителей организаций, находящихся в ведении Министерства, заключает с ними и расторгает служебные контракты, трудовые договоры;
утверждает положение о материальном стимулировании работников Министерства;
принимает решения о поощрении работников Министерства и наложении на них взысканий;
представляет в установленном порядке особо отличившихся работников Министерства к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и Республики Башкортостан;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
9. В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, а также иных руководящих работников аппарата Министерства.